Новости палаты

Информационное письмо Росфинмониторинга по вопросу участия адвокатов в антиотмывочной системе

9 августа 2023 г.

Новости палаты
Благодарим Федеральную палату адвокатов за оказанное содействие в подготовке и согласовании проекта типового Соглашения об организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Это позволит усовершенствовать работу по вовлечению адвокатов в системную работу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, и реализовать единообразные подходы к организации контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства.

Cо своей стороны, считаем необходимым отметить следующее.

Основой формирования эффективной надзорной деятельности является определение чёткого периметра контролируемого сектора. Учитывая специфику деятельности адвокатского сообщества Российской Федерации, включающую различные специализации (защита в уголовном процессе, сопровождение гражданских дел, оказание иной юридической помощи и т.д.), первичной задачей адвокатских палат субъектов Российской Федерации является установление адвокатов, непосредственно осуществляющих деятельность, поименованную в п. 1 ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федерального закона № 115-ФЗ).

Как следует из вышеуказанной нормы закона, в настоящее время адвокаты являются субъектами антиотмывочного законодательства в случаях, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

-       сделки с недвижимым имуществом;

-     управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

-      управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

-     привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

-     создание юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу юридических лиц и иностранных структур без образования юридического лица.

В целях формирования единообразной практики в части порядка и способов выявления адвокатов, осуществляющих вышеуказанную деятельность, предлагаем рассмотреть возможность согласования единых подходов Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Одной из ключевых задач, стоящих перед субъектами антиотмывочной системы, является выявление подозрительных операций клиента и информирование о них уполномоченного органа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

В соответствии с положениями п. 2 ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ при наличии у адвоката любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 указанной статьи, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (ОД/ФТ), они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Данный механизм реализуется адвокатом на основании программы выявления сделок и финансовых операций, имеющих признаки связи с ОД/ФТ
и представления сведений о них в Росфинмониторинг (далее - программа выявления операций) правил внутреннего контроля адвоката (ПВК), разработанных в соответствии с Требованиями к ПВК, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2021 № 1188.

В целях выявления подозрительных операций (сделок) адвокаты применяют признаки, указывающие на необычный характер операции (сделки) и утвержденные Росфинмониторингом[1], а также дополнительные признаки, разработанные ими самостоятельно.

По итогам изучения выявленной необычной операции (сделки) адвокат самостоятельно принимает решение о:

а)     необходимости принятия дополнительных мер по изучению такой операции (сделки);

б)     представлении сведений о ней в Росфинмониторинг.

Эффективной работе адвокатов по выявлению подозрительных операций (сделок) и в целом высокому уровню законопослушности способствует сформированная в Российской Федерации система обучения по вопросам ПОД/ФТ.

В соответствии с ранее согласованной с Минюстом России и Федеральной палатой адвокатов позицией обязательное обучение адвокатов в целях ПОД/ФТ целесообразно интегрировать в существующую систему подготовки адвокатов, предусматривающую подготовку и сдачу квалификационного экзамена, а также последующее повышение квалификации адвокатов.

Указанные положения будут учтены в обновленном приказе Росфинмониторинга по подготовке и обучению кадров субъектов Федерального закона № 115-ФЗ.

До принятия соответствующего нормативного правового акта в соответствии, в том числе, с рекомендациями ФПА по исполнению адвокатами требований законодательства о ПОД/ФТ (утверждены Решением Совета ФПА от 04.12.2017) адвокаты проходят обучение с учетом Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203.

Дополнительно отмечаем, что Росфинмониторинг выражает готовность оказать необходимое содействие в становлении и реализации возложенной на адвокатские палаты субъектов Российской Федерации надзорной функции, что также предусмотрено типовым Соглашением об организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Выражаем уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве.




[1] приложение к Особенностям представления в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 08.02.2022 № 18, и приложение № 5 к Описанию структур наименования, служебной и информационной частей ФЭС, описанию кодов признаков, указывающих на необычный характер операций (сделок), и требованиям к технологическим электронным документам, направление которых регламентировано Особенностями.